Строительство
и ремонт

   
   
 
 

..........................................................................
   

Строительство
» Фундамент
» Стены
» Крыша
» Пол
» Потолок
» Двери и окна
» Крыльцо
» Балкон и лоджия


...........................................................................
    Ремонт
» Работы с деревом
» Работы по металлу
» Отделочные работы
» Молярные работы
» Прочие

...........................................................................
    Словарь строительных
терминов

» Справочник термин.

...........................................................................
    Справочнк материалы
Характиристики строительных
маериалов.
» Справочник


Строительство ...
» Словарь

А :: Б :: В :: Г :: Д :: Е :: Ж :: З :: И :: К :: Л :: М :: Н :: О :: П :: Р :: С :: Т :: У :: Ф :: Х :: Ц :: Ч :: Ш :: Щ :: Э :: Я

А

Алебастр - продукт обжига природного гипса при температуре 120-170 град. С. В строительстве применяют в виде порошка тонкого помола.

Арматура железобетонных конструкций - неотъемлемая составная часть железобетонных конструкций, предназначенная для усиления бетона, воспринимающая растягивающие (реже - сжимающие) усилия (см. Железобетон , Железобетонные конструкции и изделия ). Применяется главным образом стальная гибкая арматура (в виде отд. стержней или сварных сеток и каркасов); иногда - жёсткая арматура (прокатные двутавры, швеллеры, уголки). В качестве арматуры могут быть использованы также стеклопластики, бамбук и др. материалы. Различают арматуру: рабочую, устанавливаемую в железобетонных конструкциях в соответствии с расчётом, монтажную и распределительную, предназначенные для образования совместно с рабочей арматурой каркасов и сеток и устанавливаемые по конструктивным соображениям. Многообразие видов конструкций определяет необходимость изготовления спец. арматурных сталей , которые должны иметь различные прочностные характеристики и обладать достаточными пластическими свойствами. Наиболее распространена арматура стержневая (горячекатаная, упрочнённая термически и вытяжкой), которая в зависимости от прочности подразделяется на 7 классов (выпускается диаметром от 6 до 90 мм ), и проволочная, в виде проволоки (диаметром от 3 до 8 мм ), прядей, канатов, сварных и тканых сеток. В предварительно напряжённых конструкциях применяют напрягаемую арматуру из арматурной стали с высоким временным сопротивлением разрыву [900 Мн/м 2 (90 кгс/мм 2 ) и более]. Улучшение сцепления арматуры с бетоном достигается приданием её поверхности эффективного периодич. профиля. См. также Арматурные работы . ? Лит.: Новые виды арматуры. [Сб. ст.], М., 1964; Новые виды эффективной стальной и стеклопластиковой арматуры для железобетонных и армированных бетонных конструкций. Сб. ст., М., 1966; Михайлов К. В., Проволочная арматура для предварительно напряженного железобетона, М. , 1964

Арматурные работы - комплекс работ по изготовлению, укладке в форму или установке на место бетонирования арматурных элементов железобетонных конструкций. Возросшие масштабы строительства из сборного и монолитного железобетона потребовали коренного усовершенствования технологии Арматурные работы, создания высокопроизводительных машин и оборудования, позволивших механизировать Арматурные работы, что, наряду со значительным повышением качества арматуры, снизило в 4-5 раз трудоёмкость основных процессов и улучшило условия работы арматурщиков (в СССР на Арматурные работы в 1968 было занято ок. 100 тыс. рабочих-арматурщиков). В 1970 объём производства сборного железобетона в СССР достигнет примерно 85 млн. м 3 , при этом расход арматурной стали составит ок. 8 млн. т . Арматурные работы включают ряд операций. Заготовка арматурных стержней из арматурной стали диаметром до 10 мм , поставляемой в мотках, производится на правильно-отрезных автоматах, а из стали большего диаметра, поставляемой в прутках, - путём стыкования их на машинах для контактной сварки с последующей резкой приводными ножницами. Этот процесс осуществляется также на автоматизированных поточных линиях, в состав которых, кроме агрегатов технологического цикла, входит оборудование для перемещения, отмеривания длины, закрепления и сбрасывания отрезанных арматурных стержней. Гибку части заготовленных стержней до сборки в каркасы производят на гибочных станках. Изготовление арматурных сеток и каркасов из предварительно заготовленных стержней осуществляют с применением контактной (точечной) и дуговой электросварки. Для контактной сварки используют преимущественно одноточечные стационарные машины, а также передвижные машины со сварочными клещами производительностью 1000 сварок в час. Широкие арматурные сетки и плоские каркасы сваривают на многоточечных автоматизированных линиях. Дуговая электросварка, выполняемая в основном вручную, вытесняется более совершенными видами сварки: ванной, полуавтоматической сваркой открытой дугой, в среде защитного газа и др. Подача электродной проволоки в зону сварки механизирована. Для обеспечения надлежащего качества свариваемой арматуры применяют различные методы контроля и, в частности, просвечивание гамма-лучами, магнитографический способ, ультразвуковую дефектоскопию и др. Заготовку арматуры для предварительно напряжённых железобетонных конструкций осуществляют на установках, производящих размотку арматуры, отмеривание необходимой длины, отрезку и сборку пакетов, состоящих из нескольких проволок, прядей или отд. стержней. Применяются также арматурные элементы в виде пучков проволок или прядей и канатов с спрессованными на концах гильзовыми анкерами, служащими для захвата и закрепления арматуры при натяжении на формах, стендах и на затвердевшем бетоне. Натяжение арматуры осуществляется гидравлическими домкратами. Некоторые железобетонные изделия (главным образом для жилищного строительства) изготовляются с натяжением арматуры электротермическим способом, при котором арматура перед укладкой в форму удлиняется за счёт нагрева до 300-450 ?С пропусканием через неё тока большой силы. После укладки в нагретом состоянии и закрепления концов в форме арматура в результате охлаждения напрягается до заданного расчётом усилия. Сборку и монтаж арматуры при строительстве из монолитного железобетона, устройстве фундаментов под оборудование и т. д. производят из ранее заготовленных плоских или объёмных каркасов и отд. стержней с применением различных видов сварки. Работы по транспортировке и установке арматуры в опалубку выполняются с помощью кранов, кондукторов и другого вспомогательного оборудования. Производство Арматурных работ в России регламентируется Строительными нормами и правилами, ГОСТ и другими нормативными документами. Лит.: Носенко Н. Е., Изготовление арматурных конструкций сборных железобетонных изделий, М., 1958; его же. Механизация и автоматизация изготовления арматуры для железобетона, М., 1970; Богин Н. М., Контроль натяжения арматуры при производстве железобетонных предварительно напряжённых конструкций, М., 1959; Бродский А. Я., Сварка арматуры железобетонных конструкций, М., 1961

Архитектура - (лат. architectura, от греч. architeкton - строитель) зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет необходимую часть средств производства (промышленная Архитектура - здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражданская Архитектура - жилые дома, общественные здания и др.). Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качестваАрхитектура (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Произведения Архитектура являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.). Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с Архитектура, - градостроительство. Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью,Архитектура способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние. Архитектурная организация жизненных процессов является одним из главных источников формообразования в Архитектуре, необходимой базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя которое, Архитектура не может успешно выполнять свои идеологические и эстетические задачи. В классовом обществе произведения Архитектуры создавались, как правило, с учётом экономических, идеологических и социально-бытовых требований правящего класса. При социализме целью Архитектуры стало максимально возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества. Новые проблемыАрхитектуры во многом определяются высокими темпами социального и технического прогресса. Чтобы моральное старение сооружений не опережало их конструктивную долговечность, структура произведения Архитектуры должна создаваться с учётом научного прогноза и предусматривать возможность функциональных изменений. Важнейшим средством практического решения функцией, и идейно-художественных задач Архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетические свойства произведений Архитектуры. Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательную эмоции. В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия. Что же касается традиционных форм, то при изменении конструктивных приёмов они могут сохраняться как декоративные либо как символическое выражение определенного эстетического идеала, утратив прямую связь с конструкцией (например, ордер, сложившийся в античной Греции как эстетически осознанная стоечно-балочная конструкция из камня, служил подчас не связанным с конструкцией художественным средством в архитектуре барокко и классицизма). Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную Архитектуру. Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей. Метод стандартизации должен обеспечить многообразие форм из стандартных элементов, отвечающее многообразию функциональных потребностей и обусловливающее выразительность сооружений и их ансамблей. Индустриализация создаёт необходимые предпосылки для широкого развёртывания массового строительства. Количественные возможности, которые она предоставляет, в Архитектуре социализма используются для создания условий качественного преобразования быта и форм общественной жизни, для обеспечения роста промышленного производства. Развёртывание массового строительства является частью создания и развития материально-технической базы коммунизма. В соответствии с потребностями общества Архитектура изменяет существующую среду, создавая новые объекты. Они становятся новым материальным явлением, входящим в жизнь, обогащающим её, и оказываются носителями архитектурно-художественных образов, отражающих действительность. Принципы реалистического искусства получают в Архитектуре особое выражение, вытекающее из её природы. В отличие от живописи или скульптуры, Архитектура не изображает нечто, существующее вне её. Художеств. правда Архитектуры вытекает из полноты решения социальных задач и целесообразности примененных материальных средств. Оценка эстетических качеств Архитектуры всегда включает в себя представление о функциональном использовании постройки, о её способности обслуживать те жизненные процессы, для которых она предназначена. Основные средства создания художественного образа в Архитектуре - формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в Архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств Архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. А. может решать художественные задачи совместно с другими видами искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), создавая вместе с ними единый художественный образ (см. Синтез искусств). Целостная художественно-выразительная система форм произведений Архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство ( Ансамбль). Представление о пространственных формах произведений Архитектуры складывается в сопоставлении зрительских впечатлений, получаемых с различных точек снаружи и изнутри постройки. Необходимость постепенного осмотра, развёртывающегося во времени, свидетельствует о родственностиАрхитектуры, которая является пространственным искусством, и временных искусств (например, музыки).Архитектура разных стран и народов, отмеченная национальными и локальными особенностями, развивается подчас во взаимном влиянии, ведущем к выработке приёмов и форм, общих для группы народов. Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы Архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре. Для современной Архитектуры большую роль играет обмен техническими достижениями. Главные различия в направленности современной Архитектуры определяются существованием двух общественных систем - капитализма и социализма. История развития архитектуры. Зарождение Архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двускатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Конец существования первобытного общества отмечен строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В мегалитических сооружениях (менгиры, дольмены, кромлехи) сочетание вертикальных и горизонтальных блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей архитектоники (кромлех в Стонхендже, Великобритания). С возникновением государств сложилась и новая форма поселения - город как центр управления, ремесленного производства и торговли. Увеличивалось количество типов построек, различие между которыми стало определяться не только их функцией, но и предназначенностью для господствующего класса или эксплуатируемых масс. В классовом обществе определяющими для Архитектуры стали общественные взаимоотношения, а не взаимоотношения человека и природы. В крупных рабовладельческих деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов в руках немногочисленной верхушки, эксплуатация огромного количества рабов, успехи в области науки и техники стали основой строительства крупных ирригационных сооружений, монументальных дворцов и храмов, призванных утверждать незыблемость и могущество власти божества и обожествленных правителей (пирамиды в Гизе и храмы в Карнаке и Луксоре - все в Египте; зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы древнего Ирана, ступы Индии, храмы и дворцы Центр. и Юж. Америки). В эпоху рабовладения началось строительство и крупнейшего в мире фортификационного сооружения - Великой китайской стены. Строительство грандиозных построек, подавляющих массивностью конструкций, основывалось на громадных затратах примитивного физического труда. Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строительного опыта, о сложившихся принципах композиции здания и ансамбля. В условиях рабовладельческой демократии Др. Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью - центром торговой и общественной жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему пространственному ядру - дворику. Культовым и архитектурно-композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах), Развитая общественная жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система классических ордеров. В Др. Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греческой Архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы строительства, получившего гигантский размах. Создавались крупные ансамбли (общественные центры - форумы) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству (атрию, перистилю), был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих - инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в Архитектуре эллинистической Парфии. Архитектура Римской империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным, пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в Архитектуре, часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона как часть её облицовки. В феодальную эпоху Архитектура развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной Архитектуры значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на Архитектуру эпохи феодализма более значительное влияние, чем на Архитектуре рабовладельческих цивилизаций. Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и др. европейских стран, Ср. Азии и Закавказья; русские кремли и монастыри-крепости). Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых зданий. Новой задачей, решавшейся в Архитектуре Византии, было формирование внутреннего пространств христианских храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды, отвлечённой от мира. Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрического купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе). Конструкция получала ясное выражение а архитектурной форме крестово-купольных храмов. Архитектура Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Др. Руси. Специфический характер Архитектуры региональных древнерусских школ, развившихся после распада киевской державы, определялся местными социальными особенностями, строительными традициями и применявшимися материалами. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриевский соборы во Владимире), постройкам Новгорода присущ суровый лаконизм величественных форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринуждённо живописны асимметричные выложенные из плитняка постройки Пскова. Архитектура Древней Руси замечательна своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространственной организации здания в его облике. После полувекового перерыва в архитектурном развитии (1240-90-е гг.), вызванного монголо-татарским нашествием, главными архитектурными центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции. С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля явился прообразом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для русской Архитектуры 17 в. характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с каменной А. большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви: Преображенская в Кижском погосте, Успенская в с. Кондопога и др.). В странах Зап. и Центр. Европы с возрождением городов в конце 10 в. начинает развиваться тип каменного жилого дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается Архитектура романского стиля.В культовой Архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженными аркадами ("клуатры"), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во 2-й половине 12 в. во Франции зародилась Архитектура готики, отразившая наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий (ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене - во Франции; во Фрейбурге и Кельне - в Германии; в Кентербери - в Великобритании; в Бургосе - в Испании; в Праге, Кракове). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем. В развитие Архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами феодальной культуры были города Ср. Азии - Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке т. н. керамической резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде). Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек. Многообразие архитектурных типов отличает зодчество феодальной Индии. Стремление к конкретности художественных образов, преклонение перед буйной тропической природой породили исключительную пластичность монументальных сооружений, её сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской Архитектуры формировалась Архитектура Юго-Вост. Азии (Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского полуострова). В Архитектуре Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства здании, оси которых получали ориентировку по странам света. Геометрическая правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей места. Стоечно-балочные деревянные каркасы были конструктивной основой жилых зданий. Каркас заполнялся кирпичом или лёгкими деревянными ограждениями с решётками, заменявшими окна. Лёгкость жилищ контрастировала с монументальностью дворцовых, культовых и фортификационных сооружений ("Запретный город" и "Храм неба" в Пекине). Под влиянием А. Китая долгое время находилась японская Архитектура, где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. Для А. Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландшафта. Важный этап развития Архитектуры связан с культурой Возрождения, возникшей в начале 15 в. в городах Тосканы (Италия) и развивавшейся в 15-16 вв. во многих странах Зап. и Центр. Европы. Социально-экономических процесс разложения феодальных и становления буржуазных отношений породил мощное культурное движение. Средневековый религиозной идеологии был противопоставлен гуманизм, который искал опору в античном наследии, что ярко отразилось в Архитектуре общественных зданий, дворцов, загородных поместий. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения современной ему культуры. Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся ансамблей были противопоставлены ясные, завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к Архитектуре выражен в палаццо - типе дома-дворца, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада). Итальянские архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Др. Рима (творчество Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело). В эпоху Возрождения развилась теория Архитектуры (трактаты Л. Б. Альберти, Виньолы, Палладио). Архитектура Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении средневековой традиции и проходила сложную длительную эволюцию. Процесс рефеодализации и контрреформации, пережитый Италией во 2-4-й четверти 16 в., резко изменил характер её архитектурного развития. В конце 16-18 вв. основными заказчиками Архитектуры становятся церковь и дворянство, требовавшие ярко эмоционального обрамления пышных, театрализованных церемоний - культовых и светских. Логичность композиций Архитектуры Возрождения, присущую им законченность частей сменяют характерные для Архитектуры барокко сложные системы сливающихся пространств, развитая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистических эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. В Архитектуре барокко здание тесно взаимосвязано с окружающим пространством (собор и охваченная колоннадой пл. Св. Петра в Риме). Наряду с Италией (творчество Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини) Архитектура барокко широко распространилась в Германии, Австрии, Чехословакии. Влияние барокко Испании и Португалии в сочетании с традициями доколониального периода породило барочную Архитектуру стран Лат. Америки, отмеченную крайней декоративной насыщенностью. Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие промышленности и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения Архитектуры классицизма. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости геометрических композиций; система архитектурных ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции распространялся на организацию садов, парков и городских площадей (творчество Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра). Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, городские массивы, парки загородных резиденций (Воле-Виконт, Версаль и др. - во Франции). Развитие Архитектуры классицизма продолжается во Франции (арх. Ж. А. Габриель, К. Н. Леду) и других европейских странах во 2-й половине 18 - начале 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного и вычурного стиля рококо. Классицизм поддерживала укреплявшаяся буржуазия. В период наполеоновской империи классицизм пришёл к холодной парадности ампира.В Англии живописная среда парков, имитировавших естественную природу, создавалась в контрасте с классицистической Архитектуре зданий. Для истории русской Архитектуры переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражданского строительства. Возникли новые типы общественных и административных зданий, производственных сооружений, порты; строились загородные дворцы, развивались регулярные парки. Главной задачей русской Архитектуры начала 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность. В середине 18 в. в русской Архитектуре нарастают тенденции барокко (творчество В. В. Растрелли и С. И. Чевакинского в Петербурге, Д. В. Ухтомского в Москве). Для русского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции. В последней трети 18 в. барокко уступило место классицизму, основоположниками которого в России явились А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Конец 18 - 1-я треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных городских ансамблей в центрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и других городов (А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди). Для Архитектуры этого периода характерны широкий размах пространственных композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через "образцовые проекты", по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов. В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Укрепление капиталистического строя в Европе и США во 2-й половине 19 в., развитие промышленности обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные "доходные" жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост строительства и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения промышленной техники. Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века - железобетон. Развивается стандартизация строительных деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. А. получила возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники. Строятся просторные сооружения из металла и стекла ("Хрустальный дворец" в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлическим каркасом ("Эйфелева башня" в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель). Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые "небоскрёбы", выразительность которых основана на логике конструктивного и функционального решения. Однако влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей (эклектизм). Противоречия между Архитектурой и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль "модерн",возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный характер. Индивидуалистические тенденции "модерна" доведены до крайности в произведениях А. Гауди (Испания), а его рационалистические устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша (Великобритания), Х. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия) и др. В начале 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами композиции (О. Перре - Франция; О. Вагнер и А. Лоз - Австрия; П. Беренс - Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко и И. В. Жолтовский - Россия; Э. Лаченс - Великобритания; Г. Бэкон - США; и др.). После 1917 развитие Архитектуры капиталистического общества становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, эгоистические интересы правящего класса и его реакционную идеологию, с другой - продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растущую силу трудящихся масс (строительство т. н. дешёвых жилищ, которое должно было смягчить политическую остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся коммунистическими муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максим. целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов "Баухауза" - В. Гропиус, Х. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ - в Германии; Я. И. П. Ауд - в Нидерландах) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцией, организации (см. Функционализм). В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в Архитектуре всех капиталистических стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии буржуазного прагматизма. Он насаждался в слаборазвитых и зависимых странах как символ политического и культурного господства Запада, подчас причудливо сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (Архитектура фашистской Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций "органической архитектуры" породил её индивидуалистической крайности. В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в Архитектуре Финляндии (арх. А. Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии (арх. О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство, которые были заявлены А. США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении Архитектуры к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Многие крупные проектные фирмы, не придерживаясь определенного направления, стремятся следовать за модой. В европейской Архитектуре конце 50-60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как протест против буржуазного самодовольства, как отражение конфликта между личностью и обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована буржуазией в целях рекламы. Возник брутализм (арх. А. и П. Смитсон, Великобритания). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий (см. Висячие конструкции), получили художественное осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, А. Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках. Всё большее внимание буржуазной политики уделяют идеологическому воздействию Архитектуры на массы. Демократические архитектурно-художественные тенденции оттесняются капиталистической конкуренцией и давлением официальной идеологии. Сложен характер архитектурного процесса в молодых независимых государствах Азии и Африки, где стремление создать самобытную Архитектуру, стоящую на уровне современных требований, сталкивается с чисто националистическими тенденциями и влиянием Архитектуры крупных капиталистических стран. Большую помощь ряду государств (ОАР, Камбоджа, Афганистан, Бирма) оказывают советские архитекторы. В социалистическом обществе А. впервые в истории поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи А. СССР и других социалистических стран решаются на основе планового развития народного хозяйства. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом и входящих в неё населенных мест. Потребности социалистического общества определили главные направления поисков советских А. Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и общественные здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома с обобществленным бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). Целесообразная организация внутреннего пространства здания определяла группировку его объёмов. Приобрёл художественную значимость принцип ясного выражения социальной роли постройки и её структуры. В создании советской А. 20 - начала 30-х гг. участвовали различные творческие группы: "конструктивисты" с бр. Весниными и М. Я. Гинзбургом во главе (см. ОСА), "рационалисты" (К. С. Мельников, Н. А. Ладовский и др.; см. Аснова), зодчие старшего поколения (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др.). Эти группы шли разными профессиональными путями, но были едины в своём стремлении найти решение новых социальных задач, вставших перед А. Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных промышленных комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др.). В укрупнённых кварталах Харькова, Запорожья, Ленинграда (арх. П. А. Алешин, А. А. Оль, Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко) закладывались основы современного микрорайона с развитой системой обслуживания населения. Во 2-й половине 30-х гг. использование традиционных конструкций в массовом строительстве привело к временному отходу от новаторских приёмов, формообразования, и обращению к архитектурным традициям прошлого. В А. возникли тенденции парадности, подчас идущие в ущерб решению современных социальных задач. Однако этот период был отмечен развитием принципиально важных градостроительных идей, осознанием города как целостной пространственной системы (подробнее см. Градостроительство). Его достижениями были генеральные планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935-40). Широкое развитие получило строительство административных, транспортных, культурно-бытовых, санаторно-курортных и других общественных сооружений; строились Московский метрополитен (арх. А. Н. Душкин, И. А. Фомин и др.), канал Москва - Волга, Всесоюзная с.-х. выставка в Москве, крупные здания и комплексы. В послевоенные годы решались грандиозные задачи восстановления разрушенных населенных мест и их реконструкции. В структуру многих городов была внесена закономерность, организованность. Возникли ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и других городов. Глубокая творческая перестройка советской А. во 2-й половине 1950-х гг., направленная на преодоление ложной парадности и архаических форм, открыла широкие новые возможности решения социальных и идейно-художественных задач А. Развитие индустриального строительства было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов строительства (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространственной композиции. Широко применяется смешанная застройка зданиями различной этажности, обогащающая силуэт новых районов и их пространственную организацию, позволяющая использовать особенности ландшафта (кварталы в районе Химки-Ховрино в Москве, арх. К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов и др., в районе Жирмунай в Вильнюсе, арх. Б. Б. Касперавичене и др.). В строительстве общественных зданий широко используется передовая техника, позволяющая развернуть системы величественных пространств, создать простые, лаконичные по форме сооружения со свободным объёмно-планировочным построением, связанным с окружающей средой (Дворец съездов в Москве, арх. М. В. Посохин и др.; Дворец пионеров в Киеве, арх. А. М. Милецкий, Е. М. Бильский; Дворец искусств в Ташкенте, арх. В. В. Березин а др.; московский аэровокзал в Шереметьеве, арх. Г. А. Елькин и др.). Методы сборного строительства послужили для создания хорошо вписанных в природу комплексов, предназначенных для отдыха, среди которых выделяются пионерские лагеря Артека (арх. А. Т. Полянский и др.). Большие успехи достигнуты в области промышленного строительства и в А. гидротехнических сооружений. К крупнейшим градостроительным начинаниям, связанным с развитием существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (арх. М. В. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского острова в Ленинграде (арх. Н. В. Баранов, В. А. Каменский, С. Г. Евдокимов и др.), строительство мемориального центра в Ульяновске (арх. Б. С. Мезенцев и др.). Задачу выражения в А. нового общественного содержания, связанного с общенародным благом, решают архитекторы и других социалистических стран, чьими усилиями были восстановлены города, пострадавшие во время 2-й мировой войны (Варшава, Берлин и др.), реконструируются многие старые города (София, Бухарест, Братислава в др.) и создаются новые (Дунауйварош, Эйзенхюттенштадт и др.), возводятся многочисленные жилые массивы для трудящихся. Развивается единая в своей социальной направленности и вместе с тем многообразная А. социалистического общества. Возрастающая роль искусственной среды, организуемой А., делает всё более сложными и ответственными её художественные задачи, а развитие и совершенствование строительной техники открывают новые материальные возможности воплощения разнообразных и смелых замыслов. БСЭ (в 30 томах), том 2, Гл. ред.: А. М. Прохоров. Изд.3-е. М., "Советская энциклопедия", 1970.

Асбест - Минералы класса силикатов легко расщепляющиеся на тонкие прочные волокна. Наибольшее промышленное значение имеет хризотил-асбест. Используется при производстве асбоцементных листов, труб и других строительных материалов. (греч. asbestos, буквально - неугасимый, неразрушимый), название, объединяющее группу тонковолокнистых минералов из класса силикатов, образующих агрегаты, сложенные тончайшими, гибкими волокнами. Этими свойствами обладают минералы двух групп - серпентина и амфибола, известные под названием хризотил-асбеста и амфибол-асбеста, различные по атомной структуре. По химическому составу асбестовые минералы - водные силикаты магния, железа и отчасти кальция и натрия. Наибольшее значение имеет хризотил-асбест (95% всего используемого А.).

Асбестовая бумага - теплоизоляционный электротехнический материал, изготовляемый из волокна хризотил-асбеста с добавкой органического связующего вещества, главным образом крахмала. Для упрочнения в состав А. б. вводят хлопчатобумажное волокно. Выпускается в рулонах, толщина 0,2 - 1,5 мм. В зависимости от назначения различают А. б. теплоизоляционную, применяемую для теплоизоляции в приборах при температуре до 500 °С; электроизоляционную для междувитковой изоляции катушек и в производстве слоистых пластиков; гидроизоляционную, используемую как защитное противокоррозионное покрытие и как кровельно-прокладочный материал; диафрагменную для изготовления диафрагм, применяемых при электролизе водных растворов хлористых солей щелочных металлов; каландровую для набивки на валы каландров при производстве конденсаторной бумаги. Е. Г. Вагина. БСЭ (в 30 томах), том 2, Гл. ред.: А. М. Прохоров. Изд.3-е. М., "Советская энциклопедия", 1970.

Асбестовый картон - огнестойкий изоляционный материал, изготовляемый из волокна хризотил-асбеста, пропитанного бакелитом. Выпускается в виде листов длиной 1000 мм, шириной 1000 мм и толщиной 2-10 мм. А. к. применяют в качестве облицовочного и теплоизоляционного материала для уплотнения соединений в приборах и аппаратах, для изготовления прокладок, в качестве наполнителя в комбинированных асбометаллических прокладках, устанавливаемых в коммуникациях, работающих с давлением 4 Мн/м 2 (40 кгс/см 2 при температуре 300°- 400°C. Е. Г. Вагина. БСЭ (в 30 томах), том 2, Гл. ред.: А. М. Прохоров. Изд.3-е. М., "Советская энциклопедия", 1970.

Асбестоцемент - строительный материал, изготовляемый из водной смеси цемента и асбеста . На 100 частей (по массе) портландцемента марки 500 и выше расходуется от 12 до 20 частей асбеста преимущественно низких сортов. Благодаря армирующему эффекту волокон асбеста А. до начала схватывания цемента обладает достаточной прочностью на растяжение и пластичностью, позволяющими из листа толщиной 5-10 мм формовать изделия различной формы. В затвердевшем состоянии Асбестоцемент обладает высокими физико-механическими свойствами: предел прочности при изгибе до 30 Мн/м 2 (300 кгс/см 2 , при сжатии до 90 Мн/м 2 ударная вязкость в пределах 1800-2500 дж/м 2 (1,8-2,5 кгс см/см 2 . Асбестоцемент долговечен, морозостоек (потеря не более 10% прочности после 50 циклов замораживания-оттаивания ), практически водонепроницаем, огнестоек, имеет повышенную (сравнительно с бетонными изделиями) химическая стойкость. Плотность Асбестоцемента - 1550-1950 кг/м 2 Недостатки Асбестоцемента: подверженность хрупкому разрушению и деформативность при изменении влажности, снижение которых достигается гидрофобизацией и дополнительным армированием. Асбестоцемент изготовляют на заводах на листоформовочных машинах (перспективны методы непрерывной прокатки, полусухой способ формования и др.). Асбестоцемент выпускают обычно без дополнительной окраски (серого цвета), иногда применяют окраску в массе или с поверхности, а также покрытия защитными плёнками. Л. Н. Пицкель. БСЭ (в 30 томах), том 2, Гл. ред.: А. М. Прохоров. Изд.3-е. М., "Советская энциклопедия", 1970.

Асфальт - Искусственное или природное органическое вяжущее. (греч. asphaltos - горная смола). Природный Асфальт образуется из нефти в результате испарения лёгких фракций и окисления под влиянием гипергенеза. Сначала нефть превращается в густую, очень вязкую мальту, а затем в твёрдый, легко плавящийся Асфальт. Дальнейшее изменение Асфальта обычно приводит к образованию асфальтита. Иногда Асфальт образует более или менее мощную кору на поверхности больших "нефтяных озёр" (например, асфальтовое озеро на о. Тринидад). Асфальт широко распространён в районах неглубокого залегания или выхода на поверхность Земли нефтеносных пород. Обычно Асфальт заполняет трещины и каверны в известняках, доломитах и других породах. Содержание его в породах (по массе) колеблется от 2-3 до 20%. Крупные месторождения Асфальт в СССР расположены в Куйбышевской и Оренбургской области, Коми АССР; за рубежом - в нефтеносных районах Венесуэлы, Франции, Иордании, Канады, Израиля. Искусственный Асфальт - смесь битумов (13-60% ) с тонкоизмельчёнными минеральными наполнителями (главным образом известняками); отличаются от природных Асфальт наличием парафина (до нескольких % ) и значительно большим содержанием нефтяных масел. Важнейшие области применения Асфальт - дорожное и строительное дело. Асфальт обычно применяют в смеси с песком, гравием, щебнем (т. н. асфальтовая мастика) для устройства полов, тротуаров, дорожных покрытий, как гидроизоляционный материал и др. Асфальтовая мастика - составная часть асфальтобетона. Кроме того, искусственный Асфальт используют в электротехнике как электроизоляционный материал, а также для изготовления кровельного толя, замазок, клея, асфальтовых лаков и др. Лит.: Основы генетической классификации битумов, Л., 1964; Кострин К. В., Почему нефть называется нефтью, М., 1967

Асфальтирование - устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон)укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезернистой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см - из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5% ). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. А. начинается с очистки основания от пыли и грязи механическими дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоносмесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфальтобетоноукладчика, который укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончательное уплотнение осуществляется катками дорожными.

Асфальтобетон - Строительный материал, получаемый в результате затвердевания уплотненной смеси минеральных заполнителей (щебня, песка,тонкоизмельченного минерального порошка) с органическим вяжущим (битумом или дегтем). Асфальтовый бетон, строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Перед смешением составные части высушивают и нагревают до температуры 100-160°C. Различают А. горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120°C; тёплый - с маловязким битумом и температурой уплотнения 40-80°C; холодный - с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха, но не ниже 10°C. А. может быть крупно-, средне-, мелкозернистым и песчаным (наибольшая крупность зёрен, соответственно, 40-25-15-5 мм). А. применяют для покрытий дорог, аэродромов, эксплуатируемых плоских кровель, в гидротехническом строительстве. В зависимости от нагрузок и климатических условий к А. предъявляются соответствующие требования по плотности, прочности, сдвигоустойчивости, водостойкости. Для приготовления А. используют фракционированные минеральные материалы и битумы, качества которых регламентируются государственными стандартами.


Продвижение сайта ©Оптима